Идея об использовании дорожных знаков уменьшенного размера появилась у Центра организации дорожного движения (ЦОДД) ещё в 2015 году. Представители центра тогда отметили, что знаков на улицах города слишком много и они слишком большие – по их мнению, это портит облик столицы. Предложение понравилось первому вице-премьеру Игорю Шувалову: он разрешил провести эксперимент в Москве и Санкт-Петербурге – уменьшить указатели в нескольких районах.
Города получили право устанавливать уменьшенные знаки в пилотном режиме с начала ноября 2017 года, тогда Росстандарт ввёл в действие соответствующий документ – предварительный национальный стандарт (ПНСТ). В итоге в 2018 году в Москве, на пересечении Анадырского проезда и Минусинской улицы, появились «маленькие» знаки «Уступи дорогу» и «Пешеходный переход» (их размер – 500×500 мм).
Проведение эксперимента не помешало инспекторам в рамках проверки выявить нарушения национальных ГОСТов 52289 и 52290, в которых описаны требования к дорожным знакам и правила их установки. Так, согласно этим документам, знак «Уступи дорогу» в условиях указанного перекрёстка должен быть размером 900×900 мм, а «Пешеходный переход» – 700×700 мм. В итоге ЦОДД обвинили в нарушении статьи 12.34 КоАП («Несоблюдение требований по обеспечению безопасности движения при содержании дорог»). Как сообщает «Коммерсант», дело было направлено в суд.
В ГИБДД отметили, что ещё в 2017 году ведомство настаивало на том, что уменьшать знаки «Уступи дорогу» и «Пешеходный переход» нельзя: это может привести к росту аварийности на городских дорогах. В суде обвинители также настаивали на том, что установку «маленьких» знаков ЦОДД не потрудился согласовать с ГИБДД РФ. Также в ведомстве сказали о том, что на нескольких улицах, где проводился эксперимент, выросло число ДТП. Так, с февраля 2017-го по апрель 2018 года зафиксировано 7 наездов на пешеходов (двое погибших).
ЦОДД не согласен с аргументами обвинителей. В центре подчеркнули, что ПНСТ можно применять без согласований с ГИБДД, несмотря на расхождения с действующими национальными стандартами. Согласно документу Росстандарта, уменьшенные знаки можно устанавливать на так называемых «нескоростных улицах». Если говорить об Анадырском проезде, то указатель, по заверениям центра, «хорошо просматривается», так как там установлен «лежачий полицейский», а значит, автомобили сбрасывают скорость.
По словам вызванного в суд главы проектного технического комитета «Удобная дорога» Александра Шумского, использование на улицах Москвы уменьшенных дорожных знаков не привело к увеличению числа аварий.
Несмотря на аргументы ответчика, мировой судья Ольга Щербинина признала вину ЦОДД. После этого суд выписал постановление о штрафе в размере 200 тыс. рублей. Однако в центре уверены в своей правоте. Как отмечает издание, статья 12.34 КоАП регулярно становится «камнем преткновения» с ГИБДД. Так, за 2016-2017 годы ЦОДД оштрафовали в общей сложности почти на 6 млн рублей. Однако центр обычно обжалует подобные постановления; кстати, продолжить разбирательство в суде он планирует и в этот раз.
Ранее Kolesa.ru сообщал о том, что дорожные знаки изменят размер по всей России. Самые маленькие из них теперь будут размером 35 на 35 см. Нынешний стандарт – 60 х 60 см.
Спасибо за чтение статьи