В январе руководство Ford объявило о радикальном сокращении бизнеса в Европе и пообещало во втором квартале этого года решить судьбу заводов Ford Sollers в России. На прошлой неделе в разгар Женевского автосалона Reuters со ссылкой на собственные источники внутри американской компании сообщил, что заводы во Всеволожске (производит легковушки Focus и Mondeo) и Набережных Челнах (выпускает модели Fiesta и EcoSport), скорее всего, будут закрыты. Елабужское предприятие, согласно предварительному сценарию, выживет, но сосредоточится на выпуске коммерческого семейства Transit, тогда как кроссоверы Kuga и Explorer либо уйдут с российского рынка, либо станут импортными и более дорогими. Вдобавок уже точно известно, что елабужский завод станет основной сборочной площадкой автомобилей российской марки Aurus, порождённой проектом «Кортеж», так что его рабочим беспокоиться о своём будущем в общем-то не стоит, если только они трудятся не на моторном производстве, запущенном в 2015 году – ясно, что это производство без локализованной легковой линейки станет бессмысленном и тоже будет ликвидировано.
Сейчас совокупная мощность российских предприятий Ford составляет порядка 360 тысяч автомобилей в год, при том что в прошлом году американская марка реализовала в нашей стране лишь 53 234 легковых и лёгких коммерческих автомобиля, что на 6% больше, чем в 2017-м. Небольшой рост вроде бы внушал оптимизм, но в январе и феврале спрос на автомобили Ford в России рухнул на 44% и 45% соответственно, что развеяло иллюзии даже самых стойких оптимистов.
На конец этой недели запланирована встреча профсоюзов российских заводов Ford с европейским менеджментом американской компании, к которой рабочие подготовили свои предложения по спасению предприятий. В частности, глава первичной профсоюзной организации вселовожского завода Михаил Сергеев в интервью ТАСС сообщил, что можно было бы существенно удешевить модель Focus и вернуть ей утраченную популярность, а также освоить производство китайского кроссовера (скорее всего, речь идёт о модели Territory) и «каблучков» Transit Connect:
«Мы работодателю озвучили наши предложения. Самое главное – действующую выпускаемую модель Ford Focus максимально удешевить, то есть убрать из неё все лишние опции. По нашему мнению, это вещи, которые значительно удешевят модель, а значит, сделают конкурентоспособной, так как к качеству и привлекательности модели у рынка вопросов нет, её нужно просто сделать дешевле».
Насчёт отсутствия у рынка претензий к качеству и привлекательности Фокуса Михаил Сергеев явно погорячился: именно неудачные конструктивные особенности модели третьего поколения, такие как маленький дорожный просвет, тесный салон, проколы в эргономике и капризная автоматическая коробка PowerShift привели к падению популярности Фокуса в России. Цена от 1 003 000 рублей – это как раз вполне средний уровень рынка, а базовая комплектация и так, прямо скажем, небогатая. Что оттуда выкидывать? Передние электрические стеклоподъёмники? Лампочку из бардачка? Запаску? На этом, к сожалению, много не сэкономишь…
Ford Focus четвёртого поколения лишился недостатков своего предшественника (главное – избавился от коробки PowerShift, вместо него теперь ставится 8-ступенчатая «гидромеханика»), но шансы на то, что он пропишется во Всеволожске, невелики. Рабочие это тоже понимают и будут требовать от руководства по два годовых оклада в случае принятия решения о закрытии завода и увольнении всех его сотрудников. Представители Sollers – российского совладельца фордовских заводов – в переговорах с рабочими участвовать не будут. Ранее гендиректор и совладелец Sollers Вадим Швецов в интервью СМИ заявлял, что, по его мнению, Форду необходимо сократить линейку легковых автомобилей в России, поскольку они неконкурентоспособны.
Спасибо за чтение статьи